Шелестят задумчиво березы.
К памятнику тихо подхожу.
Глядя на лицо ее из бронзы,
В нем черты живые нахожу.
Смотрит на прохожих, улыбаясь.
По душевной сути всем близка
Кажется, что жилка голубая
Дрогнет и забьется у виска.
Кажется, ей все в округе слышно –
Плески волн и песни детворы
Словно за село родное вышла
В платьице сиреневой поры.
Только в бронзе ей еще труднее
Слава предъявляет строгий счет
И рекой бессмертия пред нею
Улица ее шумит, течет…
Облик героини, юн и светел,
Не померкнет в памяти живых
И свистит у плит гранитных ветер
Словно ветер будней фронтовых.
Иван Костин


Памятник – это погрудный скульптурный портрет героини на высоком постаменте. Скульптор изобразил Марийку в летнем сарафанчике, подчеркнув ее юность и женственность, и одновременно волю и целеустремленность. Бюст отлит в бронзе по модели народного художника России Лео Ланкинена. Лео Фомич Ланкинен – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный художник России, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, член–корреспондент Российской Академии художеств.
В архиве музея есть несколько интересных документов, по которым можно восстановить историю создания памятника и реконструировать день открытия памятника в Пряже 28 июня 1964 года.
Это «Приглашение на торжественное открытие памятника» сестре Марии Владимировны – Валентине Владимировне и две фотографии, сделанные в день открытия памятника.
Нам удалось отыскать Зинаиду Константиновну Ермолаеву, которая подписала приглашение. Вот что она нам рассказала: «Мы работали на общественных началах и в один из комсомольских субботников решили собрать деньги для того, чтобы в Пряже установили памятник М.В. Мелентьевой. Деньги мы собирали за счет сбора золы, концертов, на которых мы выступали и многих других вещей. Наш девиз, под которым мы жили, был такой «Раньше думай о Родине, потом о себе». Незадолго до открытия памятника в марте 1964 года я была избрана заместителем секретаря Прионежского сельского производственного комитете ВЛКСМ.
28 июня 1964 был солнечный день, по случаю открытия памятника Марии Владимировны Мелентьевой и Дня молодежи в Пряже состоялся большой митинг. Вместо сцены у нас была машина-полуторка с откидными бортами, на которой после открытия памятника выступали сестры Марийки – Валентина Владимировна и Александра Владимировна, а потом состоялся большой концерт».
Вот что писала газета «Комсомолец» в 1964 году в заметке «Герои не умирают»: «Пряжа праздновала. Жители этого старинного карельского села отмечали сразу два праздника. Первый радостный и светлый – двадцатилетие со дня освобождения, а второй... В этот день в торжественной обстановке здесь, в Пряже, был открыт памятник героине карельского народа храброй партизанке комсомолке Марии Мелентьевой».
Еще один интересный документ – письмо петрозаводчанки Николаевой Людмилы Васильевны, которая позировала Л. Ф. Ланкинену, когда он работал над скульптурным портретом Марийки.
Вот что она рассказала: «С Лео Ланкиненым я познакомилась очень давно – 40 лет назад. В июне 1961 года ко мне подошел молодой мужчина (мне было 20 лет, а ему 36). Заметил он меня в транспорте, в котором мы ехали вместе, и вышел за мной на остановке. Он обратился ко мне с просьбой позировать, естественно предварительно представился, что он скульптор и что его имя Лео Ланкинен. Я знала, что это известный скульптор и согласилась. Его мастерская была в доме, где кафе «Петрозаводск». Я приходила в мастерскую раз в неделю, в выходной на несколько часов. О том, что он работает над памятником Марии Мелентьевой, мне он не говорил. Портрет лепил из глины. А на стене в мастерской был нарисован мой портрет в профиль. ...Это продолжалось около двух месяцев – июль и частично август 1961 года. Узнала я себя в памятнике Марии Мелентьевой. Он открылся где-то в 1962-1963 годах в Пряже. Позже, посмотрев на портрет Марии Мелентьевой, я тоже нашла внешнее сходство с ней. Вот такая история».
По материалам исследовательской работы Дианы Волк